Колледж Предпринимательства и Социального Управления г. Екатеринбург, Колледжи Екатеринбурга

Copyright © 2006-2017 НОЧУ ПОО «Колледж Предпринимательства и Социального Управления»
Адрес: 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8Б
Телефон: (343) 202-10-90, 229-79-74, 202-10-80,

+7 (953) 053-24-84

E-mail: kpsu@kpsu.ru



home mail map print
Колледжи Екатеринбурга на базе 9 и 11 классов - Колледж предпринимательства и социального управления Колледж предпринимательства и социального управления г. Екатеринбург – среднее профессиональное, специальное образование в Екатеринбурге

Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны

У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. — уже на 21% к предыдущему году (за 1949—1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946—1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти — на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов — в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937—1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

 

Источник: блог в ЖЖ директора Колледжа



ПОИСК ПО САЙТУ




А точнее:
Пробки на Яндекс.Картах

Праздники России


Колледжи Екатеринбурга после 9 класса - Колледж предпринимательства и социального управления Колледжи Екатеринбурга на базе 9 классов - Колледж предпринимательства и социального управления Колледжи Екатеринбурга на базе 11 классов - Колледж предпринимательства и социального управления Колледжи Екатеринбурга после 11 классов - Колледж предпринимательства и социального управления Учеба, образование, куда пойти учиться в Екатеринбурге,  - Колледж предпринимательства и социального управления г. Екатеринбург
Сайт создан в компании СайтСофт
Студия веб дизайна Екатеринбург

Copyright © 2006-2017 НОЧУ ПОО «Колледж Предпринимательства и Социального Управления»
Адрес: 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 8Б
Телефон: (343) 202-10-90, 229-79-74, 202-10-80,

+7 (953) 053-24-84

E-mail: kpsu@kpsu.ru